План анализа лирического произведения

План анализа лирического произведения
(1 вариант)

Ø  Историческая справка
Ø  Тема произведения
Ø  Выявление сюжета произведения или лирического сюжета со всеми его составляющими
Ø  Роль детали
Ø  Образ лирического героя
Ø  Композиция
Ø  Стиховая организация произведения (размер, ритм, звукопись)
Ø  Жанр
Ø  Смысл названия
Ø  Идея произведения
Ø  Контекст
 Алгоритм анализа
Тема
Лексика (эпитеты, образы, детали, глагольные формы)
Выписать
Комментарии
Синтаксис (структура предложения, строфы;
интонационные акценты, риторические вопросы, многоточие, тире и т.д.)
Звукопись
Идея

1.      Выделить образы и детали для комментария. Прокомментировать.
2.      Составить  связное высказывание, опираясь на комментарий.
3.      Сделать выводы по содержанию произведения.
4.      Показать, как проявились особенности стиля поэта.

5.      Какие черты, характерные для эпохи проявились в данном произведении? 

План анализа лирического произведения
(2 вариант)
І. Дата написания
II. Биографический комментарий с использованием фактического материала
ІІІ. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая тема
2. Основная мысль
3. Эмоциональная окраска чувств
4. Внешние впечатления и внутренняя реакция на него.
V. Структура стихотворения
1. Основные образы стихотворения
2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, ирония, сарказм, олицетворение.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др. Поэтический синтаксис (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия).
4. Стихотворный размер
5. Рифма
6. Звукопись (аллитерация, ассонанс)
7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

Попытаемся раскрыть пункты этой схемы, этого плана разбора лирического произведения.
1) Как уже отмечалось ранее, что смысловым центром стихотворения является описание той или иной ситуации, зачастую связанной с биографией поэта. От этого следует отталкиваться. Ситуация, воплощенная в этом материале, который представляет поэту язык, называется темой стихотворения. Нередко тема уже заявлена в названии: «Тоска по родине»; «Зимнее утро». Иногда название имеет символическое звучание: таков лермонтовский «Парус» или тютчевский «Фонтан». Если же стихотворение не имеет названия, нужно научиться выделять в нем «ключевые слова» - те, которые насыщены максимальной информацией. Например: темой пушкинского «Я вас любил» является переживание уходящей любви. Итак, тема – это то, о чем говорится в стихотворении.
2) Автор выбирает ту или иную тему потому, что увидел в ней что-то новое, интересное, то, о чем он хочет поведать читателю. Это «что-то» называется идеей. В ней отражено авторское восприятие описываемой ситуации: либо навеянные ею мысли, либо связанный с нею эмоциональный порыв, а чаще всего и то и другое вместе. Охарактеризовать идею сложнее, чем тему. Чтобы определить идею, после прочтения нужно задаться вопросом: а зачем поэту понадобилось обращаться к этой теме, что он хочет сообщить с её помощью? Или зайти с другой стороны: что нового я открыл для себя, прочитав стихотворение? Наверное, каждый ответит на эти вопросы по-своему. «Идея» - понятие субъективное и однозначного решения здесь не может быть в принципе.
3) Надо заметить, что во многих лирических стихотворениях часто присутствует конфликт. В этом случае отдельные образы противопоставляются друг другу. Например: лирический герой (своеобразны двойник автора, названный в тексте или скрытый в его образной ткани) противостоит окружающему; реальность данного момента – воспоминанию; покой – движению; небо – земле. Конфликт требует развития и реализуется в лирическом сюжете. Существует и бесконфликтная лирика (в пейзажных стихотворениях) .
4) Следующая часть анализа связана с определением жанровых особенностей стиха. Надо заметить, что поэт не свободен в выборе, он связан литературными обычаями и нормами, царящими в ту или иную эпоху. Есть определенные, установленные образцы. Жанр – это и есть сформулированная традицией норма отбора типовых жизненных ситуаций и средств их воплощения в поэтическом тексте. Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Но жизнь вносит в поэзию новые ситуации, и возникают их художественные воплощения. Например, А. Ахматова внесла жанр «отрывка»; В. Маяковский – жанр политической «агитки». Жанр, вообще, понятие живое и подвижное.

5) Формальные средства построения стихотворения.
1) Размер. Он создается чередованием сильных и слабых слогов.

Хорей – V \ – V
Ямб V – \ V –
Дактиль – V V \ –VV
Амфибрахий V–V \ V–V
Анапест VV– \ VV–
2) Рифма – совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких строчек.
А) она бывает точная (поздно - грозно) и неточная (вечером – нечего)
Б) в зависимости от положения ударения
Мужская (корабль – журавль) последний слог от конца;
Женская (острожник – подорожник) на втором слоге с конца;
Дактилическая (улица - хмурится) на третьем слоге от конца;
В) В строке рифмующиеся строчки стоят в определенном порядке:
·         аабб - парная;
·         абаб - перекрестная;
·         абба – кольцевая (опоясывающая)
3) ритм. Именно он обуславливает специфику построения художественного образа в стихотворном тексте. Ритмическое подчёркивание слов, и звуков заставляет их значить нечто большее, чем в обычной речи.
На фонетическом фоне большую роль играют звуковые повторы: аллитерация (повтор согласных букв); ассонанс (повтор гласных букв). Иначе это называется звукопись.
На морфологическом уровне обнаруживается интерес поэта к внутреннему строению слова.
Особенности лексики (бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.)
На уровне синтаксиса: параллелизм, эллипсис, поэтические повторы и другие стилистические фигуры (анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, умолчание, многосоюзие, бессоюзие).
Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д.
4) и наконец, выразительные средства языка, так называемые, тропы.
Эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, и тому подобное, их нужно не просто найти, но и определить их роль в создании образа, воплощение темы идеи.
 a.       Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
·       эпитет - художественное определение;
·       сравнение;
·       аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
·       ирония - скрытая насмешка;
·       гипербола - художественное преувеличение;
·       литота - художественное преуменьшение;
·       олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
·       метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
·       паралеллизм.
b.      Стилистические фигуры:
·       повторы/рефрен;
·       риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
·       антитеза/противопоставление;
·       градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
·       инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
·       умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
c.       Поэтическая фонетика:
·       аллитерация - повторение одинаковых согласных;
·       ассонанс - повторение гласных;
·       анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
·       эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
d.      Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

 Заготовленные клише.
В стихотворении: (автор, название) говорится о :
Стихотворение пронизано :. настроением.
Настроение этого стихотворения: . Настроение меняется на протяжении стихотворения.
Стихотворение можно разделить на : части, так как : .
Звучание стихотворения создаёт : ритм.
Короткие (длинные) строки подчёркивают : .
В стихотворении мы словно слышим звуки : . 
Поэт хочет запечатлеть словами : .
Для создания настроения автор (поэт) использует : .
С помощью : поэт даёт нам возможность увидеть(услышать) : .
Используя :, поэт создаёт образ : .
Лирический герой этого стихотворения представляется мне : . : ассоциируется с : .
Образ : вызывает ассоциации с : . 

Комментариев нет:

Отправить комментарий