Субъектная организация повествования:
Повествование может быть:
|
|
Личное:
·
От лица лирического героя (исповедь)
·
От лица героя-рассказчика
|
Безличное:
|
Персонажи:
Ø Главные
Ø Второстепенные
Ø Эпизодические
Ø Собственно действующие
лица
Ø Упоминаемые (эпос,
лирика)
Ø Внесценические (драма)
ПОРТРЕТ
ПОРТРЕТ - ОПИСАНИЕ
|
ПОРТРЕТ-СРАВНЕНИЕ
|
ПОРТРЕТ-ВПЕЧАТЛЕНИЕ
|
Описание
опирается на физиологию, а не психологию личности. Перечень портретных
деталей
|
С
другими персонажами; литературным стереотипом; с явлениями или предметами
|
Воплощает
внутренний мир во внешнем облике: «Лицо
его как будто дверью прищемлено…» А. Чехов
|
Краткий, с минимумом деталей
|
Подробный, обильно детализируемый
|
Лаконичность,
приводящая к возрастанию роли художественной детали
|
Обилие
подробностей, нередко избыточное
|
Статический
|
Динамический
|
Единовременно
дает подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа
Плюшкин – «Мертвые
души» Н. Гоголя
|
Детали
внешнего облика персонажа «накапливаются» на протяжении всего произведения
Наташа – «Война
и мир» Л. Толстого
|
Описание неизменных статических деталей
|
Описание внешности в динамике
|
Цвет
волос, глаз, черты лица, фигура
|
Улыбка,
смех, жесты, мимика, походка, плач, выражение лица
|
Приемы создания художественного образа человека:
ØВнешние черты (портрет) – лицо, фигура,
костюм; портретная характеристика часто выражает авторское отношение к
персонажу;
ØПсихологический анализ – подробное, в
деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа;
здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движение
внутренней жизни героя;
Ø Характер персонажа – раскрывается в
поступках, в отношении к другим людям, в описании чувств героя, в его речи;
характеристике героя через его действия и поступки в системе сюжета;
ØПрямая авторская характеристика – она может
быть непосредственной или опосредованной (например, иронической)
ØХарактеристика героя другими действующими лицами;
ØСопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставления
им;
ØИзображение условий, в которых живет и действует
персонаж (интерьер);
ØИзображение природы – помогает лучше
понять мысли и чувства персонажа;
Ø Изображение социальной среды, общества, в котором
живет и действует персонаж;
ØХудожественная деталь – описание предметов
и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается
широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);
Ø Наличие или отсутствие прототипа
Виды образов – персонажей:
ЛИРИЧЕСКИЕ – в том случае, если писатель изображает только
чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречаются,
преимущественно, в поэзии)
ДРАМАТИЧЕСКИЕ – в том случае,
если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора»;
т.е. автор использует для характеристики
персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются,
преимущественно, в драматических произведениях);
ЭПИЧЕСКИЕ – автор-повествователь
или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры,
внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются
в романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках)
ПЕРСОНАЖИ
могут группироваться:
Ø
По
классовому признаку
Ø
По
сущности
Ø
По
сюжетной роли
Ø
На
основе их непосредственного участия в конфликтах
Примерный план характеристики
художественного образа-персонажа
I. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Характеристика
персонажа как определенного социального типа:
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг
умственных интересов, склонностей и привычек:
· характер
деятельности и основных жизненных устремлений;
· влияние на людей
(основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
· тип отношения к
окружающим;
· особенности
внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к
персонажу.
6. Какие черты личности героя
выявляются в произведении:
· с помощью
портрета;
· в авторской
характеристике;
· через
характеристику других действующих лиц;
· с помощью
предыстории или биографии;
· через цепь
поступков;
· в речевой
характеристике;
· через «соседство»
с другими персонажами;
· через окружающую
обстановку.
III. Какая
общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий