Работа над художественным образом

Субъектная организация повествования:

Повествование может быть:

Личное:
·        От лица лирического героя (исповедь)
·        От лица героя-рассказчика
Безличное:
  • От лица повествователя

Персонажи:
Ø Главные
Ø Второстепенные
Ø Эпизодические
Ø Собственно действующие лица
Ø Упоминаемые (эпос, лирика)
Ø Внесценические (драма)

ПОРТРЕТ

ПОРТРЕТ - ОПИСАНИЕ
ПОРТРЕТ-СРАВНЕНИЕ
ПОРТРЕТ-ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Описание опирается на физиологию, а не психологию личности. Перечень портретных деталей
С другими персонажами; литературным стереотипом; с явлениями или предметами
Воплощает внутренний мир во внешнем облике: «Лицо его как будто дверью прищемлено…» А. Чехов

Краткий, с минимумом деталей
Подробный, обильно детализируемый
Лаконичность, приводящая к возрастанию роли художественной детали
Обилие подробностей, нередко избыточное
Статический
Динамический
Единовременно дает подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа
Плюшкин – «Мертвые души» Н. Гоголя
Детали внешнего облика персонажа «накапливаются» на протяжении всего произведения
Наташа – «Война и мир» Л. Толстого
Описание неизменных статических деталей
Описание внешности в динамике
Цвет волос, глаз, черты лица, фигура
Улыбка, смех, жесты, мимика, походка, плач, выражение лица

Приемы создания художественного образа человека:

ØВнешние черты (портрет) – лицо, фигура, костюм; портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу;
ØПсихологический анализ – подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движение внутренней жизни героя;
Ø Характер персонажа – раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описании чувств героя, в его речи; характеристике героя через его действия и поступки в системе сюжета;
ØПрямая авторская характеристика – она может быть непосредственной или опосредованной (например, иронической)
ØХарактеристика героя другими действующими лицами;
ØСопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставления им;
ØИзображение условий, в которых живет и действует персонаж (интерьер);
ØИзображение природы – помогает лучше понять мысли и чувства персонажа;
Ø Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;
ØХудожественная деталь – описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);
Ø Наличие или отсутствие прототипа

Виды образов – персонажей:
ЛИРИЧЕСКИЕ  – в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречаются, преимущественно, в поэзии)

ДРАМАТИЧЕСКИЕ – в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора»; т.е. автор использует для  характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

ЭПИЧЕСКИЕ – автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах, эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках)

 ПЕРСОНАЖИ
могут группироваться:
Ø  По классовому признаку
Ø  По сущности
Ø  По сюжетной роли
 Ø  На основе их непосредственного участия в конфликтах 

Примерный план характеристики
художественного образа-персонажа

I. Место  персонажа в системе образов произведения.
II. Характеристика персонажа как определенного социального типа:
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
· характер деятельности и основных жизненных устремлений;
· влияние на людей (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
· тип отношения к окружающим;
· особенности внутренних переживаний.
               5. Авторское отношение к персонажу.
               6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
· с помощью портрета;
· в авторской характеристике;
· через характеристику других действующих лиц;
· с помощью предыстории или биографии;
· через цепь поступков;
· в речевой характеристике;
· через «соседство» с другими персонажами;
· через окружающую обстановку.

III. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.      

Комментариев нет:

Отправить комментарий