Подготовка к ЕГЭ

Как подготовить развернутый ответ на вопрос
План сопоставительного анализа
1. Один из текстов выберете опорным.
2. Определите предмет, направления сопоставления: характер героя, поступки, мотивы, образы и т.д.
3. Найдите элементы отвечающие заданию (Сопоставьте стихотворения… Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения?)
4. Соотнесите их между собой.
5. Найдите принципы, по какому тексты объединены.
6. Обозначьте по пунктам общие позиции (при нахождении сходства). Слова, используемые для сопоставления: так же, точно так, таким же образом, как и…, так и…; и в одном…, и в другом… и под.
7. Показать различия по пунктам (при нахождении отличия)
Слова, используемые для противопоставления: с одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, зато, один … другой, герой, персонаж (такой-то) – его оппонент…; благородные порывы одного – аморальные поступки другого и т.д.
Примечаниенельзя сопоставлять разные понятия, например: портрет и поступок, речь и поведение и под.

Пример:
Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова с приведенным стихотворением А.К. Толстого. Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения?

1.   Опорным текстом выбираем стихотворение М. Лермонтова. Читаем оба стихотворения.
2.   Предметом сравнения будут мотивы и образы, объединяющие оба стихотворения.
3.   В данных стихотворениях сравниваем
а) общие мотивы:
·        мотив утраченной любви,
·        мотив внутренней раздвоенности героя,
·        мотив невозможности вечно любить.
б) общие образы:
·        лирического героя
·        лирической героини
4.  Соотносим между собой, подтверждая аргументами из текста.
5.  Объединяющим принципом стихотворений является разочарование лирического героя в чувстве любви к женщине: «до и после».
6.  Написание развернутого ответа примерно 5 -10 предложений.

Стихотворения и М. Лермонтова и А. Толстого объединяют мотивы невозможности, невечности любви, как пылкого и страстного чувства. Для лирических героев стихотворений любовь – это «прошлое страдание», «погибшая молодость» (Лермонтов), признание того, что «её ты не любишь, а любишь себя…» (Толстой).  Как и в первом, так и во втором стихотворении лирический герой эгоистичен и разочарован в предмете своей любви: «не с тобой я сердцем говорю», «в твоих чертах ищу черты другие» (Лермонтов), «порывы твои уж не те», «она для тебя уж не тайна» (Толстой). И в одном и в другом стихотворении лирический герой откровенно признается лирической героине в том, что «не тебя так пылко я люблю» и в том, что «случайно сошлись мы в мирской суете». Для передачи мотива внутренней раздвоенности героя Лермонтов использует элемент обращения к другому образу «я говорю с подругой юных дней», так же и Толстой говорит с «неведомым спутником», зеркально похожим на лирического героя «одет он как я, на таком же коне» (фактически со своим внутренним «я»),  предупреждающим о разлуке с возлюбленной: «вы с ней разойдетесь случайно».
Любовь лирических героев обоих стихотворений – чувство непостоянное: юношеское очарование любви лермонтовского героя таким же образом, как и у героя Толстого сменяется разочарованием в предмете своей любви. Оба героя разочарованы и убеждены в том, что «вечно любить невозможно».

Сопоставьте стихотворение С. Есенина «Пороша» со стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Что сближает оба стихотворения?

Стихотворение Есенина и Пушкина сближает образ зимней дороги «простору много», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль», «навстречу мне только версты полосаты попадаются одне».  Чувство любви к русской природе лирического героя и в том и в другом стихотворении подчеркивается эпитетами «бесконечная», «родное», «удалое», образами стихотворений, созданными с помощью олицетворений: «дремлет лес», «подвязалася сосна», «пробирается луна», «льет печально», «тройка борзая».   Для передачи эмоционального настроения лирического героя авторы используют звуковые ассоциации «слышны звоны», «колокольчик однозвучный», «дятел долбит на суку», «что-то слышится родное в долгих песнях ямщика…»; эпитеты «тихо», «серые», «печальные», «скучной», «однозвучный», «утомительно».  Динамика стихотворений достигается сменяющимися картинами: у Есенина – зимнего леса, у Пушкина – картинами, возникающими под песни ямщика. И Есенин, и Пушкин используют общую структурную организацию стихотворения – четыре четверостишья, написанных двусложным хореем с перекрестной рифмой: абаб. 
Огромная любовь к русской природе, к родине объединяет стихотворения поэтов, создававших свои произведения в разные периоды её исторического развития. Вечность этого чувства и нетленность красоты российского пейзажа является идейной основой обоих стихотворений.

Работа с текстом
(сочинение-рассуждение малого (5-10 предложений) 
или большого (не менее 200 слов) объема)

Основная формула. Рассуждение: тезис + довод 1 + довод 2 ... = вывод

1.   Тезис - основная мысль, которую надо объяснить или доказать
2. Доводы - это доказательства, аргументы. Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац. 
"Из доводов сильные и важные должно положить наперёд; те, которые других послабее, в середине, а самые сильные - в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят" М. В. Ломоносов
3.  Тема - это круг событий и лиц, составляющих основу текста; то, о чем говорится в тексте, то, что в нем изображается. Через раскрытия темы выражается идея текста. 
После первого прочтения на черновике формулируется: а) тема; б) проблема.
4.   Каждая тема развивается в ряде микротем. Микротемы - смысловые фрагменты текста. Каждая микротема по-новому раскрывает тему и основную мысль текста. Могут развиваться подробно и сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или несколько абзацев.
Во время второго прочтения текста производится деление на микротемы, аналитическое рассмотрение микротем; после этого возможна корректировка уже записанных ранее темы и проблемы.
5.  Главная мысль (идея, тезис) раскрывает цель текста, его смысл. При выявлении главной мысли следует обратиться к трем сильным позициям текста (заголовок, конец вступления, заключение) и попробовать найти предложение, выражающее основную мысль.
6.   В тексте очень важно найти ключевые слова.
7. Для повествования характерны глаголы совершенного вида, для описания и рассуждения – несовершенного.
8.   Полезно составить план: он отражает структурно-смысловую организация текста.

Этапы работы над сочинением
Работа над вступлением
Вступление должно быть небольшим, но интересным. Типичные цели вступления:
·         Дать общие сведения по обсуждаемой теме;
·         Ввести в тему текста;
·         Назвать проблему, которой будет посвящен текст;
·         Обосновать актуальность проблемы;
·         Заинтересовать потенциального читателя;
·         Подготовить к восприятию текста;
·         Высказать свою точку зрения на проблему.
Вступление обычно состоит из нескольких частей.
1.      «Магнит», или зацепляющий крючок. Он привлекает внимание. Логично, если «магнитом» станет первое предложение. Существуют разные приемы написания «магнитов».
Прием
Пример
Вопрос (риторический или просто интересный вопрос по теме)
Часто ли мы задумываемся о самой природе нигилизма?
Интересные наблюдения
Нам кажется, что нигилизм остался в рамках своего века, когда он был изучен и прокомментирован гениальным Ницше.
Яркие высказывания
  Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком. (В.Г. Белинский)
 Восклицания
Как хочется иногда представиться неким современным денди, отрицающим всё и вся!
«Сломанный компас», или ассоциация (выбирается какая-либо ассоциация, даже далекая от проблематики текста, а потом выявляется их глубинная связь)
Недавно мне случилось наблюдать за очень «крутым» парнем, а потом выяснилось, что внутри его крутости и уверенности – такая глубина тоски и нежелания хоть что-то позитивно принять, что я многое понял. Да он усвоил новый имидж уверенности и нахрапистого бизнесмена. А внутри онегинская скука, отрицающий саму жизнь базаровский нигилизм.
«Маска» (мы как бы надеваем на себя маску оппонента или искушенного читателя способного лишь к поверхностному восприятию текста)
 Многие могут возразить: «Чушь! Новым русским некогда хандрить, они торопятся сорвать куш. Они дело делают».
Что ж. Обратимся к литературному прототипу. Посмотрим, как у нового русского нигилиста Евгения Базарова, героя романа Тургенева, «прорастает» традиционное отношение к жизни, как сама жизнь побеждает его нигилизм.
2.      Обычно после магнита следует предложение (или два), которое помогает перейти собственно к предмету осмысления (выделенное курсивом последнее предложение в таблице)

Работа над основной частью
1.      Формулировка и комментирование проблемы, заявленной в теме.
Слова проблема (или вопрос) должно обязательно прозвучать в тексте. Это могут быть проблемы:
·         Милосердия
·         Добра и зла
·         Нравственного выбора
·         Социальной справедливости
·         Жестокого отношения (к чему-либо или кому-либо)
·         Одиночества
·         Поиска цели и смысла жизни, писательского труда и т.д.
·         Сложности жизни
·         Роли семьи, церкви, музыки, природы и т.д. в жизни человека
Проблема формулируется либо как вопрос, либо как сочетание слова проблема с существительным в родительном падеже.
Самое сложное комментарий. Не подойдет ни пересказ, ни сплошное цитирование. Надо охарактеризовать проблему. Категории проблем:
·         Философские
·         Морально-этические
·         Нравственные
·         Межнациональные
·         Экологические
·         Психологические
·         Религиозные
·         Мировоззренческие
Начиная комментировать проблему, можно указать:
а) к какой категории относится
б) насколько актуальна
в) насколько традиционная и какие точки зрения есть по этому поводу
г) если нова, то почему она возникла
Слова, которые могут охарактеризовать проблему: общественно значимая, насущная, актуальная, злободневная, вечная и т.д., потому что (излагается причина).
Проблема может заставить читателя: глубоко задуматься, серьезно размышлять, обратить внимание (на что?), лучше понять какое-то явление, событие и т.п., серьезно относится (к чему?), по-иному посмотреть (на что?), переосмыслить свое отношение (к чему? к кому?) и т.д.

2.      Формулировка позиции автора
Если позиция автора не обозначена прямо, можно использовать формулу: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что…
Иногда автор использует «маску», говорит от имени героя-рассказчика. Но! Не надо ставить знак равенства между автором и персонажем-рассказчиком.
Отношение автора к героям, событиям может быть:
·         Позитивным
·         Негативным
·         Ироничным
·         Осуждающим
·         Двояким
·         Неоднозначным
·         Скептическим
·         Сочувственным и т.д.
Фразы для формулировки авторской позиции: автор убежден, что …; считает, что…; надеется, что…; сомневается, в …; верит в то, что …; не уверен в том, что …; показывает свое отношение к проблеме; симпатизирует (кому?); приводит пример (цитаты, факты, данные); ссылается на… .

3.      Формулировка своей точки зрения.
Личностная позиция может быть выражена с помощью оценочных слов и специальных речевых клеше:
·         Выражение уверенности или предположения: по моему убеждению, на мой взгляд; считаю, что…; не уверен в том, что …; автор убедительно доказывает, что…; очевидно, что…; безусловно, нет сомнений, что…; вероятно, вполне может быть, что.. и т.п.
·         Выражение эмоциональной оценки: к своему удивлению, к сожалению, к счастью; радует то, что…; нельзя оставаться равнодушным; поражает то, что…, интересно то, что…; текст производит глубокое впечатление и т.п.
·         Выражение а) согласия или б) не согласия с мнением автора:
а) разделяю точку зрения автора, не могу не согласиться, автор предлагает интересное решение проблемы, правота автора неоспорима и др.
б) к сожалению, вынужден возразить, отметить, что…; не могу согласиться, сомнительно, что…; по-моему, автор упускает из виду, что…; на мой взгляд, проблема заключается в другом; эту проблему надо, по моему мнению, решать иначе (несогласие должно быть сформулировано этически корректно).
·         Средства рациональной оценки сочинения: позиция автора достойна уважения, доказательства автора убедительны, манера изложения ясно свидетельствует о том, что…; точка зрения автора глубоко продумана, вывод обоснован и др.

4.      Аргументация ответа с опорой на знания, жизненный и читательский опыт
Личная позиция должна быть обоснована. В качестве аргументов выступаеют жизненный и читательский опыт.

Работа над заключением
Заключение должно составлять примерно одну шестую тектса. Типичные цели заключения:
·         Суммировать, обобщать сказанное
·         Подвести итоги размышления сделать вывод
·         Дать оценку сказанному
·         Дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении
·         Повысить убедительность текста, используя дополнительные сильные аргументы
·         Сделать прогноз каких-то событий или явлений
·         Четко сформулировать мнение автора по данной проблеме
·         Вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь, подчеркнуть её актуальность
Приемы написания заключения

Прием
Примеры
Риторический вопрос
Почему Тургенев привел героя к такому концу? И означает ли он бесперспективность крайнего отрицания – нигилизма?
Восклицание
Сколько же мудрости, сколько света в финале романа! Как удивителен и многозначен последний пейзаж – картина сельского кладбища!
Высказывание своего мнения
Тургенев увидел появление нового типа сознания у человека. Он придумал Базарова, желая «высечь» нигилистов-детей. Я думаю, у него это получилось не вполне. Сам писатель симпатизирует своему герою и заставляет задуматься о крайностях нигилистического сознания.
Призыв к действию
Будем помнить, что не нигилистическим отрицанием и разрушением традиционных ценностей, а созиданием торжествует и движется жизнь.
Подведение итогов
Таким образом, в романе Тургенева …
«Ход в будущее» (что будет, если..; что может произойти…; как будет хорошо… и т.д.)
Жизнь всегда меняется, «преобразования необходимы», но что будет, если они будут  крайне революционными, сметающими все на своем пути. В том числе любимых старичков-родителей…
Яркие высказывания известных людей, пословицы
… У жизни есть один смысл – сама жизнь. (Э. Фромм). Настоящие писатели – совесть человечества (Л. Фейербах) и др.
Сравнение, образ
Давно возникло это противостояние «отцов» и «детей». Но что будет, если «блудный сын» не вернется к отцу? Базаров у тургенева, мне кажется, вернулся.

     Избегайте в сочинении  штампов и расхожих фраз типа: великолепный писатель, имеет громадное значение, выразил чаяния, проклятая николаевская Россия, в своем произведении, губительное светское общество, показал все недостатки, пороки.

Средства связи частей текста

      Средства связи частей текста
Примеры
       Цель использования
Слова-сигналы очередности, логической последовательности, так называемые «путеводные» слова
      Во-первых, во-вторых, в первую очередь, далее, затем

      Создать мостики между частями текста и тем самым облегчить восприятие
Связочные предложения
      Рассмотрим следующую проблему. Перейдем к следующему вопросу. Остановимся на этом поподробнее. Стоит поразмышлять на тему…
Слова, указывающие на причину
      Из-за, благодаря, по причине, в связи…
      Объяснить причину появления чего-либо
Обобщающие, или резюмирующие, слова
      Следовательно, стало быть, таким образом, поэтому
      Подвести итог рассуждениям, сигнализировать о завершении всего рассказа или какого-либо его этапа
Слова, используемые для сопоставления частей информации
      Так же, точно так; таким же образом
      Подчеркнуть сходство чего-либо, кого-либо
Слова, используемые для противопоставления частей информации
      С одной стороны, с другой стороны, напротив; наоборот, зато, один…другой, герой, персонаж (такой-то) – его оппонент…; благородные порывы одного – аморальные, предосудительные другого и т.д.
      Подчеркнуть различие чего-либо, кого-либо
Слова, дающие оценку степени достоверности информации
      Наверное, безусловно, конечно, вероятно, без сомнения
       Помочь понять позицию автора, степень его уверенности
Слова, выражающие отношение автора к сказанному (уверенность, сомнения, оценка, чувства)
      На мой взгляд, как мы знаем, по моему убеждению, к стыду моему, к сожалению
      Проявить в тексте личность автора и вызвать определенную реакцию читателей, создать общее поле речевого взаимодействия между пишущим и читающим
Апелляция к читателям
      Давайте вместе подумаем, представьте себе, поставьте себя на это место
      Поясняющие слова
      То есть, иными словами, иначе говоря, точнее говоря
      Конкретизировать, более подробно изъяснить вышеизложенное

Комментариев нет:

Отправить комментарий