воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Анализ поэтического произведения




Стихотворение "Я конквистадор в панцире железном" относится к раннему периоду творчества Н. Гумилева. В октябре 1905 года вышел первый сборник стихов Н. Гумилева «Путь конквистадоров», изданный на средства его родителей. В. Брюсов в рецензии на сборник поощрил поэта, сказав, что «в книге есть и несколько прекрасных стихов, действительно удачных образов. Предположим, что она только «путь» нового конквистадора и что его победы и завоевания впереди».
Это отзыв окрылил юношу, стал поводом для начавшейся переписки поэтов. Дальнейший рост Гумилева во многом определился воздействием В. Брюсова, которого молодой автор считал своим учителем.  Гумилев ни разу не переиздавал свою первую книгу. Он начал свой поэтический «счет для всех» книгой «Романтические цветы» в 1918 году. Третье издание сборника «Романтические цветы» в 1918 году он открыл новым вариантом этого стихотворения под названием «Сонет».
 Алгоритм анализа

Тема
Достижение мечты, путь к цели, путь творца-поэта
Лексика (эпитеты, образы, детали)
1 строфа:
Конквистадор
Главный образ стихотворения: Испанский завоеватель, искатель приключений.
Мужское начало. Романтический образ рыцаря
Панцирь железный
Доспехи для защиты, от окружающих опасностей. Неуязвимость героя. 
Весело
Эпитет передает радостное оптимистичное мироощущение
Преследую звезду
Образ звезды – цели, мечты. Настойчиво иду к цели, мечте
Прохожу по пропастям и безднам
Преодолеваю жизненный испытания, трудности, сложные обстоятельства
Отдыхаю в радостном саду
Метафора отношения к жизни. Нахожу удовлетворение, успокоение, радость от достигнутых целей и высот. Эпитет «радостном» указывает на положительные эмоции героя.
2 строфа
Смутно в небе диком и беззвездном
Дикий – некультивированный, грубый, необузданный
Беззвездный – темный, неизведанный, опасный
Метафорическое определение жизни.
Растет туман
Загадочность, перекличка с символистами.
НО! Я молчу и жду
Противоречие символистам: споен, терпелив, мужественен.
И верю, я любовь свою найду…
Уверенность в достижении творческой цели, мечты.
3 строфа
Нет полдневных слов звездам
Слов при свете дня.
Я сам мечту создам
Самостоятельность, творчество
Песня битв
Музыка сражений, рассказы об одержанных победах, о достигнутых высотах, мечтах, целях и пр. Поэтическое творчество.
Любовно зачарую
Научу любить, влюблю в свое творчество
4 строфа
Я пропастям и бурям вечный брат
Сроднился с трудностями и испытаниями. Они не пугают лирического героя, он их принимает
Вплету в воинственный наряд звезду долин, лилею голубую
Лилия голубая - романтический символ заветного цветка. В народной символике цветок означает смерть, а голубой цвет ассоциируется со звездой - символом торжества загробной жизни героя. Эпитет "голубая" может ассоциироваться с мечтой. Это метафора достижения цели в творчестве, добытой в трудностях и сражениях, пусть даже ценой собственной жизни.
Глагольные формы
Глаголы 1 лица
Максимально сближают с автором
Синтаксис (структура предложения, строфы; интонационные акценты, риторические вопросы, многоточие, тире и т.д.)
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Как смутно в небе диком и беззвездном!

Растет туман... но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду...

И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.

Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.
Единоначатие строф «Я» – акцентирование на индивидуально-личностном мироощущении лирического героя.
Предложения простые с глаголами 1-го лица, констатирующие образ жизни и отношение к ней лирического героя.

Риторический вопрос – вечность неизведанности мира.

Многоточие – подчеркивает напряженность эмоционального состояния.


Предложение сложно-синтаксической конструкции подчеркивает причинно-следственные связи и убежденность в своей победе лирического героя.



Сложносочиненное предложение  с противительным союзом НО, подчеркивает способность лирического героя противостоять трудностям в достижении цели.
Стиховая организация произведения (размер, ритм, звукопись)
Состоит из четырех строф. 14 строк.
Ямб пятистопный
Двусложная стропа с ударением на второй слог
Катрен:
Мжмж
Мжжм
Терцет:
Ммж
Ммж
Композиция, сюжет

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду
.
Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман... но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду...
Я конквистадор в панцире железном.

И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.
Последовательность развития мысли:
Тезис – утверждения своего предназначения, радостное мажорное признание своего пути, своего места в жизни и самой жизни.




Антитезис – не все просто и легко в окружающем мире, но лирический герой-поэт уверен в своем успехе.



Обрамление

Синтез – осмысление своего пути и назначения.




Развязка – готовность пройти достойно свой путь и достичь поставленной цели



Вся композиция стихотворения изображает сюжетно-эмоциональный перелом в душе лирического героя.
Жанр
Сонет
Отклик на события, пережитые поэтом, что придает музыкальность и эмоциональность содержанию.
Смысл названия
Путь конквистадора
Путь художника, творца, мужчины, рыцаря творчества
Лирический герой
Максимально сближен с автором. 9 раз употреблено местоимение «Я». Глагольные формы 1 лица: прохожу, преследую, отдыхаю, создам, вплету и др.
Идея
Автор обращается к извечным проблемам человеческого бытия, размышляя о любви и наслаждении в творчестве, самопознании и постижении законов окружающей действительности, о сложности и многогранности жизни, о важности проявления твердости, целеустремленности и настойчивости в достижении цели.

А.Фет. Учись у них - у дуба, у березы.
Стихотворение  "Учись у них - у дуба, у березы" написано А. Фетом в канун нового 1884 года (31 декабря 1883г.). Как известно, романтическая поэтика Фета, для которой характерны размышления поэта о связи человека и природы, начала формироваться уже в 50-е годы. Основной задачей автора является раскрытие правды о человеке через картины природы. Используя игру оттенков и полутонов чувств и красок, Фет передает неуловимые переходные состояния природы и человека.

Алгоритм работы
Тема
Взаимосвязь человека и природы
Лексика (эпитеты, образы, детали, глагольные формы)
1 строфа:
Учись у них

У дуба, у березы



Жестокая пора


Напрасные … слезы

Повелительная форма глагола: призыв, приказ, побуждение.
Образы живой природы, символизируют сильное и слабое, мужское и женское начало в жизни, олицетворены в стихотворении
Крайне суровая, беспощадная – отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов.
Бесполезные, неосновательные, ненужные – метафорический образ
2 строфа:
Злей метель


Сердито рвет
Последние листы
Холод лютый


Они стоят, молчат; молчи и ты!

Сравнительная степень прилагательного указывает на большую степень беды, несчастья
Раздраженно, гневно, злобно
Конечный, безнадежный
Злой, свирепый, беспощадный - отрицательная эмоциональная окрашенность эпитетов.
Лексический повтор: глаголы 3 лица множественного числа, олицетворяющие силу духа природы, сменяются глаголом повелительного наклонения 2 лица единственного числа, обращенного напрямую к человеку.
3 строфа:
Ясные дни


Гений





Жизнию дыша


Новые откровения


Скорбящая душа

Прям.: Яркий, сияющий, светлый, ничем не замутненный. Перенос.: ничем не омраченный, спокойный
В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, позже олицетворение добра, зла и т.п. Весна в стихотворении олицетворяется как символ новой жизни, радости, тепла, света.
Книжная устаревшая форма слова указывает на торжественный смысл, высокий стиль
Впервые созданные, появившиеся или возникшие недавно, взамен прежних.
Горюющая, печальная, страдающая
Синтаксис (структура предложения, строфы;
интонационные акценты, риторические вопросы, многоточие, тире и т.д.)
1 строфа:
Учись у них - у дуба, у березы.





Кругом зима. Жестокая пора!












Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора








2 строфа:
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

3 строфа:
Но верь весне.





Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Простое предложение с побудительной интонацией (глагол повелительного наклонения + точка в конце предложения) – звучит как назидание, нравоучение, наставление
Номинативные предложения, обозначая наличие явления в настоящем, бывают только утвердительными и позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, сосредотачивая внимание на этих деталях. Предикативные значения выражаются особой интонацией. Короткие, информационно-насыщенные предложения придают динамичность.
Сложносочиненное предложение, рисующие картины страдания живой природы, с деепричастием имеющим многозначный смысл:
прям.: давить, стискивать, давить для выделения жидкости
перен.: ощущение тоски, страха
устаревшая форма деепричастия придает торжественность сказанному

Сложное предложение с различными типами связи: сочинительная, бессоюзная, обозначенная точкой с запятой. Замедляют динамику.
Риторическое восклицание – призыв сродниться с природой.

Предложение с глаголом повелительного наклонения.
Первые предложения 1 и 3 строфы похожи по повелительно-побудительной интонационной форме.
Простые и простые осложненные деепричастными оборотами и однородными определениями предложения восстанавливают динамику.
Звукопись
Учись у них - у дуба, у березы.
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Сердито рвет 
хватает холод лютый;
стоят, молчат; молчи и ты!
верь весне
Переболит скорбящая 
Ассонанс
Аллитерация
Создают музыкальность стихотворения.
Сюжет
Кругом зима. Жестокая пора.
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!


НО! верь весне.
Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Экспозиция,

завязка,
развитие действия – пессимистическое, скорбное настроение.

Кульминация непогоды в природе связана с душевными переживаниями человека
Противительный союз НО указывает на жизнеутверждающую развязку в постижении гармонии мира.
Образ лирического героя
Строится на ассоциативном ряду испытываемых им чувств горя, беды, неустроенности, тревоги, тоски, беспокойства, страха, сменяемых оптимистичной верой в торжество жизни.
Идея
Автор вместе с лирическим героем верит в торжество добра, красоты и гармонии в природе и в душе человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий